Сайт-спутник

Риторика‎ > ‎

Образовательная программа по риторике

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Наметившееся  в последнее десятилетие в  современной школе возрождение древней науки — риторики как учебного предмета представляется явлением закономерным: демократизация общественно-политической жизни, гуманизация образования создают предпосылки для формирования личностного начала в человеке, которое требует развития его коммуникативных возможностей. Современное общество нуждается в людях, способных самостоятельно мыслить, убеждать и побуждать к действию словом. «Словом можно убить — и оживить, ранить — и излечить, посеять смятение и безнадежность — и одухотворить», — справедливо отмечал талантливый педагог середины XX в. В. А. Сухомлинский.

Следует особо отметить, что за последние  годы вышло в свет много различных  теоретических исследований, посвященных риторике (см., например, труды В. И. Аннушкина, А. А. Волкова, А. К. Михальской, Ю. В. Рождественского и др.), методических работ, практических руководств для учителей и учебных пособий, адресованных как студентам, так и учащимся общеобразовательных учреждений. На страницах различных журналов, в сборниках научно-методического характера опубликованы статьи, в которых рассматриваются как общие, так и частные проблемы, связанные с риторикой и ее преподаванием, переизданы многие риторические работы прошлого. Закономерно, что во всех или в большинстве этих книг и статей авторы выдвигают и высказывают различные взгляды на сам предмет риторики, по-разному определяют сущность, цели и задачи преподавания. И это объяснимо, ибо каждая развивающаяся наука, а современная риторика именно таковой и является, всегда находится в состоянии поиска.

  Риторика, будучи научно-практической дисциплиной, целиком направлена на то, чтобы воспитать человека, владеющего эффективной (целесообразной, гармонизирующей, воздействующей) речью, т. е. мастерством красноречия, как его определяли в прошлом («красной», или «прекрасной», речью). Риторика — это обобщающая этика речевого общения, решающая проблемы нравственного выбора и их проявлений в речевом поведении и общении. Одновременно риторика — это и эстетика речевого поведения и речевого общения. Она не столько техника речевого общения, сколько философия этого общения. Таким образом, мы видим, что современная риторика и общефилологическая дисциплина, и общегуманитарная, чрезвычайно значимая для каждого человека, так как это не только теория и практика, но и философия речевого поведения.

  Роль  риторики, теоретико-практического  предмета, в школьном преподавании, как видим, достаточно велика. При этом нужно помнить, что риторика — это не объединение, систематизация отдельных сведений из различных филологических наук, а самостоятельная учебная дисциплина со своей историей, с особой методологией, со своими правилами и закономерностями, своей системой понятий, терминов и категорий, объединенных специфической риторической концепцией. Главная особенность риторики заключается в том, что она (риторика) естественно, гармонично связана прежде всего с системой родного языка, знание которой, в свою очередь, отражается и сосредоточивается в языковой личности, в том, как эта личность умеет строить целесообразное высказывание, как владеет всем необходимым для этого языковым материалом, насколько осознанно, осмысленно это высказывание. Исходя из данного положения, можно сказать, что общая задача риторики как учебного предмета заключается в том, чтобы обучить 'воплощению замысла и его убедительному обоснованию, этичному и совершенному словесному выражению, а также системе аргументации. Риторике в широком понимании этого слова, науке, обозначаемой этим термином, учатся всю жизнь, ибо нет предела совершенства нашей речи. Но основные понятия, наиболее значимые методы и приемы, позволяющие человеку эффективно выразить свою мысль в словесной форме, должны быть изучены и осмыслены в процессе всех лет обучения в среднем учебном заведении различного типа (общеобразовательной школе, гимназии).

  Научное обоснование школьного курса  риторики, представленное различными учебными программами для 8—11 классов, исходит из традиционных канонов словесного воплощения замысла и представляет собой синтез основ классической риторики и современных требований к их практическому овладению, т. е. изучение основ общей риторики, принципов правил построения речи с опорой на личный опыт говорящего.

  Для того чтобы эффективно реализовать  указанные положения, как показал многолетний опыт преподавания риторики автором этой программы, необходимо начинать обучение данному предмету с 5 класса. Ребенок 10—11 лет уже обладает минимумом знаний по родному языку, не только умеет читать и писать, но и пробует излагать свои мысли в письменной и устной форме, начинает осваивать важнейшие законы и категории русского языка, анализировать художественные произведения. Логично именно с 5 класса знакомить учащихся с основами, начальными сведениями по риторике, которые позволяют формировать языковую личность, учат слышать и понимать чужое высказывание, создавать собственное логически построенное высказывание с учетом определенных целей и задач, а также ситуации. Таким образом, закладываются сведения о слове-действии и его возможностях. Нужно учитывать и то, что в 6—7 классах начинается дифференцированное преподавание предметов естественного цикла (биология, география, физика и др.), которое требует от учащихся самостоятельного контроля за чужим (объяснение учителя, текст учебника, ответ на уроке одноклассника и т. п.) и собственным высказыванием на конкретную тему. Школьник поставлен перед необходимостью синтезировать знания, полученные в процессе обучения по различным предметам. А это требует определенных навыков владения родным языком, родной речью. Следовательно, задача школы на данном этапе обучения (5—7 классы) состоит в том, чтобы подготовить и научить учащихся выражать мысли, опираясь на общие законы построения монологической речи с учетом поставленных целей, т. е. научить ребенка сознательному структурированию собственного высказывания в устной и письменной форме.

  Основная  цель учебного предмета «Риторика» в 5—7 классах:

  а) сформировать и развить языковую личность, которая способна словесно воплотить мысль;

  б) научить школьников слышать и оценивать любое чужое высказывание (как в устной, так и в письменной форме), опираясь на общие представления об эффективной речи, на общие принципы и правила построения публичного высказывания;

  в) подготовить учащихся 5—7 классов к осознанному восприятию законов, положений, излагаемых при изучении риторики в старших классах.

  Специфика риторики как учебной дисциплины определяется ее особым положением: риторика связана со всеми предметами, ибо  активизирует ре- чемыслительную деятельность. При освоении сведений по каждому учебному предмету учащиеся должны осмысленно воспринимать содержание любого текста и уметь создавать и произносить собственные высказывания, опираясь на законы и правила риторики. Самостоятельно формируя свою мысль, представляя ее в словесной форме, ребенок изобретает, находит необходимые языковые средства и соответствующие приемы для того, чтобы высказанное им было услышано и стало понятным тем, кому он говорит. Таким образом, реализуя свой замысел, учащийся проходит путь от создания собственного высказывания До осознанного произнесения, путь «от мысли к звучащему слову», как говорили древние ораторы.

  Современная школа, создавая предпосылки для  введения учебного предмета «Риторика» в 5— 7 классах, ставит перед ним задачи:

    1. показать учащимся возможности слова-действия;
    2. заложить основы знаний построения публичного высказывания, произнесения речи;
    3. научить анализировать публичную речь с точки зрения ее целесообразности и эффективности;
    4. обучить творческому использованию «образцов» в процессе создания устного высказывания.

  Опыт  преподавания риторики автором данной программы позволяет сделать  вывод о том, что наряду с начальными общими сведениями по предмету «Риторика» школьника 5 класса необходимо научить активному слушанию и внимательному отношению к произносимому, прочитанному слову. Это возможно, поскольку в данном возрасте у ребенка формируется фонетический и фонематический слух. Следовательно, начинать изучение риторики целесообразнее с раздела «Произнесение», т. е. идти от «звука к осмысленному слову» в процессе создания учащимися собственного высказывания. При этом нужно опираться на знания, полученные ими о тексте и высказывании в начальной школе и на уроках русского языка.

В 6 классе необходимо не только научить понимать, оценивать услышанное, но и заложить умения по воплощению собственного замысла, показать возможности его выражения (раздел «Слововыражение») и пути развития (раздел «Изобретение»). Так школьник приобретает определенные навыки по реализации техники воплощения замысла, начинает анализировать публичное высказывание с точки зрения его целесообразности, уместности и эффективности, опираясь на общие законы построения речи, т. е. рассматривает и познает возможности «слова в речи».

  Полученные  знания позволяют учащимся в 7 классе перейти к изучению и освоению более сложных разделов риторики, связанных с логикой создания высказывания (раздел «Логичность речи»), с планированием при воплощении замысла (раздел «Публичная речь и законы ее построения»). Таким образом, овладевая элементарными знаниями аргументации в процессе построения публичного высказывания, постигая основные способы эмоционального воздействия на аудиторию, школьник 7 класса начинает проходить путь «от слова (мысли) к слову-действию».

  Обобщая все вышеизложенное, можно сказать, что учебный курс «Риторика» для 5—7 классов имеет такую последовательность построения:

      1. класс — «От звука к осмысленному слову»;
      2. класс — «Слово в речи»;
      3. класс — «От слова к слову-действию».

  Реализация  программы предполагает то, что более детально, глубоко каждый раздел риторики будет изучен в 8—11 классах, а в 5—7 классах закладываются лишь первоначальные знания по риторике, отрабатываются необходимые умения и навыки по созданию высказывания, произнесению его, связанные с оценкой возможностей публичного слова. Содержание и состав дидактических материалов при изучении риторики в 5—7 классах должны быть определены и отобраны ведущим занятия с учетом особенностей возрастной категории учащихся и уровня подготовки класса. Следует также помнить, что теоретический и практический материал способствует формированию языковой личности учащегося, знакомит с моделями речи и мышления. Поэтому должен быть изложен д оступно и понятно.Основной принцип реализации данной программы: обучение через действие, понимание через познавание.

  Формы контроля за знаниями школьников могут быть различными: зачеты по технике речи, составление речи (части речи) на конкретную тему (с определенной целью), произнесение «чужой» речи (конкурсы, концерты), письменный анализ структуры произнесенной (услышанной) речи, произнесение собственной речи и т. п. (см. формы контроля по разделам программы).

  Курс  «Риторика» для 5—7 классов позволяет  учащимся реализовать ранее приобретенные  знания в рамках совершенствования риторического образования, базовый компонент которого представлен следующими умениями и навыками:

    1. знание техники создания высказывания;
    2. умение синтезировать, анализировать, прогнозировать высказывание;
    3. умение структурировать и реализовывать свою речь, как устную, так и письменную;
    4. умение передавать определенное эмоциональное состояние в процессе произнесения речи, используя также необходимые мимику и жесты;
    5. умение подбирать слова и выражения с учетом различных целей, задач, ситуации общения при подготовке собственного высказывания;
    6. умение оценивать эффективность, целесообразность, уместность предложенной публичной речи (с учетом возрастной категории учащихся).

  Полученные  навыки и умения в процессе изучения предмета «Риторика» позволяют подготовить ученика к восприятию звучащего текста.

  Программа рассчитана на 1—2 часа в неделю в  зависимости от возможностей школы.

Для закрепления  основных понятий и категорий  общей риторики в процессе освоения каждого раздела проводятся практикумы (в случае двух часов в неделю), на которых знания, полученные учащимися, интегрируются, обобщаются, отрабатываются и закрепляются. Практические работы по возможности выполняются и анализируются в классе. В случае одного часа в неделю учитель может более сжато изложить теоретический материал, перенеся частично объяснения на анализ практических заданий; практикумы проводятся по двум-трем темам одновременно. Место практикума в тематическом планировании определяет учитель в зависимости от индивидуальных особенностей класса, от уровня подготовки учащихся.

 

  5 КЛАСС

ОТ ЗВУКА  К ОСМЫСЛЕННОМУ СЛОВУ 

Введение

  Что значит «уметь говорить». Неподготовленная и подготовленная речь. Публичное  слово в жизни человека.

  Элементарные  сведения о слове-действии. Пути словесного воздействия. Особенности восприятия публичного высказывания. Внутренние обстоятельства общения (мотивы и цель) и их отражение в словесной форме. Качество и эффективность речи. Гибкость речевого поведения на разных этапах общения при передаче одной и той же информации с учетом различных целей (проинформировать, побудить к действию, убедить, внушить и т. п.).

  Различные способы передачи информации. Вариативность при передаче информации различными отправителями. Условия восприятия информации получателем. Начальные сведения о языке как знаковом механизме передачи информации.

Риторика как  наука об организации мысли в  словесной форме. Риторические требования к построению речи. Начальные сведения о традиционных частях построения речи (изобретение, расположение, слововыражение, память, произнесение).

Раздел  I

Произнесение  (actio, или pronuntiatio, — исполнение речи) как один из основных этапов работы над речью

  Древние ораторы о требованиях к произнесению речи. Условия восприятия устного  высказывания (отправитель — получатель — отправитель). Внутренняя и внешняя сторона речи.

Звуковая сторона  речи.

  Система звуковых смысло-различительных средств  русского языка (звуки — смыслоразличи- тели, ритмика слова, виды ударений, интонация, фраза, виды пауз). Ритмическая  организация речи. Дикция. Диапазон голоса, дыхание, интонация. Выбор темпа  речи в зависимости от цели и задачи высказывания. О правилах осмысленного чтения. О нормах произношения. О  позиции активного слушателя.

  Звуковое  оформление речи в зависимости от содержания и цели речи.

  Роль  мимики и жестов в процессе работы над устным высказыванием. Результат речи и его зависимость от исполнения речи.

  Мысль и слово. О точности речи. Об «общих местах» как о способах развития мысли.

Основные умения и навыки:

    • умение отражать реальные ощущения в словесной форме;
    • формирование внимательного отношения к звучащему слову;
    • развитие фонематического компонента речевого слуха;
    • умение выделять в любых формах речи неясные по значению слова;
    • развитие творческого воображения с опорой на визуальное и аудированное воспроизведение образа речи;
    • формирование ответственного отношения к сказанному слову в собственных высказываниях (в устной и письменной форме).

  Практическая  реализация.

  Устные  формы: инсценировки знакомых текстов; закрепление знаний при помощи различных тренировочных упражнений (игр); этапы ведения диалога; составление устных высказываний в различных жанрах на предложенные темы; запись речей на магнитофон, прослушивание и анализ в классе; контроль и внимательное отношение к технике воспроизведения речи.

  Письменные  формы: описание реальных предметов по личным ощущениям; различные этапы изложений; сочинения-миниатюры с элементами описания; интерпретация информации диалога в различных стилях; подражание «образцам». 

  6 КЛАСС

  СЛОВО В РЕЧИ

  Раздел II

  Ты  и твое слово в окружающем мире

  Индивидуальность  восприятия окружающего реального  мира. Ощущения, впечатления, чувства — то, что необходимо учитывать при создании речи. Общие сведения о законах восприятия речи.

  Что надо знать о слове при работе над устным высказыванием. Слово  как условный знак языка. Слово и  понятие о реальном предмете (явлении, действии). Основные ассоциации представлений (ассоциации сцепления, последовательности, по сходству).

Внешние условия  речи (официальные и неофициальные условия речи). Эффективность речи с учетом компонентов речевой ситуации.

  Раздел  III

Слововыражение  (elocutio — соединение слов) как основной этап работы над речью

  Язык  как материал словесного искусства. О требованиях к речи. Правильность речи. Понятие о «норме» (нормы технические, правовые и нравственные). Нормы речи. Ясность речи.

  Изобразительность и эмоциональность речи. Понятие тропа. Выразительные средства языка. Переносное значение слова. Как рождается метафора. Роль выразительных средств языка при создании публичного высказывания. Фразеологизмы и ассоциации представлений.

  Эффективность словесного оформления мысли. О фигурах  речи (антитеза, градация, параллелизм, инверсия, риторический вопрос, повтор, анафора). Синонимы и фигура речи —  градация. Антонимы и фигура речи —  антитеза.

  Цель  высказывания и уместность употребления слова. Нормы речи и стили речи. Интерпретация информации.

  Выбор стиля речи с учетом цели высказывания, места действия, времени, характера  персонажа. «Общее место» (топ) — «имя».

  Научный стиль. Термины и их использование  при ответе на уроках.

  Деловой стиль. Форма заявления,*4 объяснения, договора.

  Использование фигур речи при составлении устного высказывания на предложенную тему.

  Раздел IV

«Изобретение» и пути развития мысли (основной раздел общей риторики)

О традиционных правилах построения речи. Что значит «изобрести» содержание высказывания. Древние риторы о важности «изобретения»  как основного раздела риторики.

  Система «общих мест» как способ развития мысли. Что такое топ. Что значит определить предмет речи.

  Точность  речи. Определение и его место  в речи. О топе «род и вид», о  топе «целое и части». Правила определения. Приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, сравнение, загадка. Понятие об ораторском определении. Определения в различных стилях речи (образцы по учебным пособиям для 5—6 классов по различным предметам).

  Существенный  признак предмета (явления, действия). Выделение существенных признаков (обобщение, разграничение). Определения предмета речи с опорой на топ «признак» и «качества».

  Сопоставление. Определение предмета речи с опорой на топ «сравнение» и «противопоставление» .

  Период  как способ оформления законченной  мысли. Составление простого периода.

  Единство  темы и предмета речи при планировании публичного высказывания. Структура построения речи (вступление, основная часть, заключение).

  Основные  умения и навыки:

    • выработка навыка интегрированного подхода к обучению, осмысленному выбору слова при создании текстов различных жанров, синтезированию и трансформации при передаче одной информации в различных речевых ситуациях;
    • умение создавать в устной и письменной форме текст (описание, повествование, краткое рассуждение) по самостоятельному плану с элементами собственной оценки в зависимости от поставленной задачи;
    • умение вычленять основные пафосные компоненты речи;
    • умение «слышать» оратора и выявлять при этом особенности передачи мысли при создании высказывания;
    • умение реализовать индивидуальные возможности при структурировании текста;
    • умение определять тему высказывания и замысел автора (публицистический, научный, художественный стиль) и формулировать основную мысль;
    • умение кратко и полно передавать содержание текста различных жанров и типов речи, отбирая необходимые лексические средства;
    • обработка навыков и умения находить нужную информацию по заданной теме в специальной литературе, расширяя и углубляя учебный материал за счет жизненных наблюдений и интеграции учебных курсов (биология, география, естествознание, мифология, литература, математика и т. д.).

  Практическая  реализация.

  Устные  формы: составление ответов на различных уроках; составление устных высказываний в различных жанрах на предложенные темы; запись речи на магнитофон, прослушивание и анализ произнесенной речи; конкурс монологов; инсценирование отрывков из знакомых пьес; устное планирование замысла.

  Графические формы: умение объяснить и структурировать воздействие на аудиторию.

  Письменные  формы: составление и анализ периодов; сочинения и изложения; подражание предложенному образцу. 

  7 КЛАСС

  ОТ  СЛОВА К СЛОВУ - ДЕЙСТВИЮ

  Раздел V

  Логичность  речи

Тема речи и  способы ее развития в зависимости  от цели высказывания. Правила публичной  речи для слушающего и говорящего. Построение высказывания. Слово и его возможный ассоциативный ряд. М. В. Ломоносов о «размножении идей».

  Связь логики и риторики. Общие сведения о законах логики, используемых при создании высказывания. Риторика и логика связного текста.

  Слово, предложение, период. Период как форма  законченности мысли. Простой период. Структура простого периода.

  Сложный период. Структура сложного периода. Основные виды сложного периода (причинный, условный, заключительный, разделительный, относительный, последовательный, изъяснительный, сравнительный, соединительный, уступительный, противоположный).

  Причинно-следственные связи при составлении высказывания. Топ «причина» и «следствие».

  Дедукция, индукция, аналогия как приемы изложения и объяснения (на примерах изучаемого материала из других учебных предметов). Последовательность изложения доказательств.

  Раздел VI

  Формы изложения мысли

  Понятие стиля в русской словесности  и риторике. Стиль как отражение представления оратора о нравственных и этических нормах. Слово и образ речи.

  Типы  речи. Описание, повествование, рассуждение как формы изложения мысли. Текст как речевая реализация определенного авторского замысла. Понятие «образцовый текст». Виды и жанры текстов.

  Описание. Виды описаний. Описания общие и  частные. Особенности построения описаний. Описание и его место в речи с учетом различных условий речи.

  Повествование. Пути реализации замысла оратора. Стилистические особенности повествования в различных жанрах.

Рассуждение. Схема  полного рассуждения. Рассуждение в различных стилях речи (анализ текстов из учебных пособий).

  Система общих мест — способ нахождения доказательств (тренировка в создании доказательств по различным схемам).

  Раздел VII

  Публичная речь и законы ее построения

  Виды  публичной речи в зависимости  от целей высказывания. Подготовка публичной речи с учетом условий ее произнесения.

  Подготовка  к выступлению. Отбор материала  для изложения темы. Подбор языковых средств с учетом цели высказывания. Классификация подобранного материала. Планирование собственного высказывания. «Уметь просто и красиво говорить — целая наука» (К. С. Станиславский).

  Композиция  речи. Зависимость построения речи от цели высказывания. Реализация замысла  с учетом аудитории, времени и места высказывания.

  Вступление, типы вступлений (анализ текстов из учебников по различным предметам).

  Главная часть. Определение типа изложения  мысли. Логические формы изложения (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Эмоций в речи.

  Заключение. Виды заключений. Значение заключения в зависимости от целей и задач выступления.

  Виды  ораторской речи. Общие сведения о  различных видах ораторской речи: академической, судебной, социально-политической, агитаторской, социально-бытовой (анализ некоторых речей по выбору учителя).

  Раздел VIII

  Из  истории риторики

Риторика в  Древней Греции и в Древнем  Риме. Демосфен и его речь «О Венке». Цицерон об ораторском мастерстве.

  Русская риторика. «Наречение книге, называемой риторикой» (1620). Риторика как наука о письменной и устной речи в «Кратком руководстве к красноречию...» М. В. Ломоносова (1748).

  Основные  умения и навыки:

    • умение сознательно структурировать собственную мысль, опираясь на общие законы и правила монологической речи;
    • понимание способов выражения замысла оратора в адекватной языковой форме с учетом поставленных целей;
    • овладение техникой построения речи;
    • выработка навыков структурирования замысла с учетом различных целевых установок и интерпретации информации в различных жанрах;
    • овладение основными ресурсами аргументации;
    • умение прогнозировать и устанавливать связи полученного с ожидаемыми результатами;
    • умение находить и отбирать материалы для реализации частных тем;
    • умение произносить свои сочинения, опираясь на знание аудитории;
    • освоение основных способов эмоционального воздействия на аудиторию.

  Практическая  реализация.

  Устная  работа включает в себя:

    • умение выявить логические отношения в тексте;
    • умение подготовить и произнести речь по заданной цели (теме, жанру);
    • анализ подготовленных прослушанных речей;
    • импровизацию и аргументацию в процессе создания речи (просмотр видео- и телефильмов, оценка просмотренного, ответ на уроке);
    • анализ речей с учетом этических норм, эмоционального состояния человека.

Письменные формы: сочинение, изложение, летопись, письмо по реальным, пережитым событиям; выборочное составление какой-либо части речи (вступление, главная часть и т. д.), реферат, конспект.

 

  Литература

  Для учителя

I

  Аннушкин  В.И. История русской риторики: Хрестоматия. — М., 1998.

  Антология русской риторики / отв. ред. и сост. М. И. Панов. — М„ 1997.

  Логика и риторика: Хрестоматия / сост. В. Ф. Берков, Я. С. Яшкевич. — Минск, 1997.

  Русская риторика: Хрестоматия / сост. JI. К. Граудина. — М., 1996.

II

  Аннушкин В. И. Первая русская риторика. — М., 1988.

  Античные  риторики. — М., 1979.

  Апресян Г. 3. Ораторское искусство. — М., 1972.

  Брызгунова Е. А. Звуки и интонация русской речи. — М., 1969.

  Введенская JI. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи: Современная риторика. — Ростов н/Д, 1995

  Волков А. А. Основы русской риторики.— М., 1996

Восхождение к  гармонии. — М., 1989.

Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. — М., 1991.

  Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А., Владимирская Г. Н. Речь, язык и секреты пунктуации. — М., 1996.

  Далецкий Ч. Практикум по риторике. — М., 1995.

  Д е р  я б о  С., Я с в и н В. Гроссмейстер общения: Иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. — М., 1998.

  Зарецкая Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. — М., 1998.

  Иванова С. Ф. Говори!: Уроки развивающей риторики. — М„ 1997.

  Иванова-Лукьянова Г. Н. Культура устной речи: Интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. — М., 1998.

  Кап и  нос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: Теория и практика обучения. — М., 1991.

  К о р о в и н а В. Я. От упражнений к системе совершенствования речи учащихся. — М., 1996.

  К о х т е в Н. Н. Основы ораторской речи. — М., 1992.

  Культура  русской речи и эффективность  общения / отв. ред. JI. К. Граудина, Е. Н. Ширяев. — М., 1996.

  Культура  русской речи / отв. ред. JI. К. Граудина, Е. Н. Ширяев. — М., 1998.

  Леонтьев А. Н. Психология общения. — Тарту, 1974.

  Лосева Л. М. Как строится текст. — М., 1980.

  Л ы м а р ь Н. А. Основы риторики для средней школы (концептуальные положения и тематическое планирование). — М., 1996.

  Михальская А. К. Практическая риторика и ее теоретические основания. — М., 1992.

  Мурашов А. А. Основы педагогической риторики. — М., 1996.

  Никифоров А. Л., Панов М. И. Введение в логику: Учебное пособие для учителя и родителя. — М., 1995.

  Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика.— М., 1991

  Петрякова А. Г. Культура речи: Практикум-справочник. — М., 1998.

  Предмет риторики и проблемы ее преподавания: Материалы Первой Всероссийской конференции по риторике. Москва. 1997 г. 28—30 января. — М., 1998.

  Речь. Речь. Речь / под ред. Т. А. Ладыженской. — М., 1990.

  Риторика (специализированный проблемный журнал). — М., 1995—1997. — № 1—4.

  Рождественский Ю. В. Риторика публичной лекции. — М., 1988.

  Рождественский Ю. В. Теория риторики. — М., 1997.

  С о п е р П. Основы искусства  речи / пер. с англ. — М., 1992 (Любое последующее издание.)

  Стернин И. А. Практическая риторика.— Воронеж, 1993.

  Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. — М., 1989.

  X а н  и н М. И. Риторика для  детей и взрослых: Как научиться  красиво и правильно говорить. — СПб., 1997.

  Цицерон М. Три трактата об ораторском искусстве. (Любое издание.)

  Честерфилд Ф. Письма к сыну / пер. с англ. — М., 1993

Для учащихся

  Вавилонская башня и другие библейские рассказы. — М., 1990.

  Голуб И. В., Розенталь Д. Э. Секреты хорошей речи. — М., 1993.

  Иванова С. Ф. Введение во храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома. — М., 1994.

  Ивин А. А. Искусство правильно мыслить.— М., 1990.

  Киплинг Р. Как было написано первое письмо / пер. с англ. (Любое издание.)

  Л ы м  а р ь Н. А. Красноречие: Практический курс. — М., 1996. — Ч. 1.

  Розенталь Д. Э.А как лучше сказать? — М., 1979. Успенский Л. В. Слово о словах. (Любое издание.) Успенский Л. В. Ты и твое имя. (Любое издание.) Чуковский К. И. Живой как жизнь. (Любое издание.)

  Чуковский К. И. От двух до пяти. (Любое издание.)

Словари

 

  Акишина А.А., Кано Х., Акишина Т. Е. Жесты и мимика в русской речи: Лингвострановедческий словарь. — М., 1991.

  Алекторова Л. П., Зимин В. И., К и м О. М. и др. Учебный словарь синонимов русского языка. — М., 1994

  Большой толковый Словарь русского языка / гл. ред. 3. А. Кузнецов. — СПб., 1998.

  Введенская Л. А. Словарь антонимов русского языка. — Ростов н/Д, 1995.

  Горбачев а  К. С., X а б л о Е. П. Словарь эпитетов русского литературного языка. — Л., 1979.

  Горбачевич К. С. Русский синонимический словарь. — СПб., 1996.

  Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. (Любое издание.)

  Еськова H. А. Краткий словарь трудностей русского языка: Грамматические формы. Ударение: Около 12 ООО слов. — М., 1994.

  Ж у к  о в  В. П., Ж у к о в А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — 3-е изд., испр. и доп. — М., 1994.

  К о м л е в Н. Г. Иностранные  слова и выражения. — М., 1997. (Словари  школьника).

  Крысин  Л.П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1997.

  Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов русского языка. — М., 1998.

  Лапатухин М. С., Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка. — 2-е изд., перераб. — М., 1999.

  Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: Около 13 ООО слов / А. А. Семенюк, И. Л. Городецкая, М. А. Матюшина и др.—М., 1994.

  Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Малый толковый словарь русского языка: Около 35 000 слов.— М., 1992. (Любое последующее издание.)

  Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.

  Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. — 3-е изд., испр. и доп. — М., 1998.

  М у з у р к о в а Т. Г., Нечаева И. В. Краткий словарь иностранных слов: Около 5000 слов. — М., 1995.

  Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. — 21-е изд., перераб. — М., 1989. (Любое последующее издание.)

  Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1992. (Любое последующее издание.)

  Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. — СПб., 2006.

  Скворцов Л. И. Культура русской речи: Сло- варь-справочник. — М., 2003.

  Словарь иностранных слов. — 15-е изд., испр. — М., 1988.

Словарь новых  слов русского языка (Середина 50-х —  середина 80-х годов) / под ред. Н. 3. Котеловой. — СПб., 1995.

  Словарь образных выражений русского языка / под ред. В. Н. Телия. — М., 1995.

  Словарь русского языка / под ред. А. П. Евгеньевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1981—1984. — Т. 1—4.

  Словарь синонимов русского языка / под ред. А. П. Евгеньевой. — JL, 1975. (Любое последующее издание.)

  Современный словарь иностранных слов: Около 20 ООО слов. — М.„ 1993.

  Фразеологический  словарь русского языка / сост. А. И. Федоров: Более 12 ООО фразеологических единиц. — Новосибирск, 1995. — Т. 1, 2. (Любое последующее издание.)

  Чеснокова Л. Д., Чесноков С. П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. — М., 2005.

  Шанский Н. М., Зимин В. П., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. Значение и происхождение словосочетаний. — 9-е изд. — М., 2006.

  Школьный  словарь иностранных слов / под  ред. В. В. Иванова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М., 1994.

Comments