Сайт-спутник

Задание на дом

16.02.2019

Более сложное задание на рассказ по картине требует некоторого творческого воображения и умения комбинировать наглядный материал, усвоенный при разборе картины в классе, придумать рассказ по заданному сюжетному варианту: «Рассказать, что увидел купец, когда его корабль вошел в гавань Пирея», «Рассказать, что увидел раб, когда его, закованного в цепи, вели по набережной Пирея». Такое задание является подготовкой к более сложному варианту: «Составить (устно, затем письменно) рассказ от лица одного из участников события или эпизода, изображенного на картине». Выполняя такое задание, школьник учится применять ранее изученный материал, излагая его в новой системе применительно к сюжету и деталям своего рассказа. Этому тоже необходимо учить.

Вот как проводилось такое обучение рассказу в пятых классах школы № 60 Ленинграда в 1958—1960 гг. В конце урока после разбора стенной картины «Возвращение ассирийского войска из похода» учитель предложил желающим попробовать рассказать по картине от лица одного из участников изображенной сцены — от лица раба, воина, рабовладельца. Желающие нашлись, но их первые попытки потребовали руководства со стороны учителя: «Зачем ты говоришь: воины гнали рабов по улинам Ниневии? Ведь ты рассказываешь от лица одного из рабов! Значит, как надо сказать? Теперь правильно. Подожди, ты сказал: нас захватили в плен ассирийские воины. А в какой стране это произошло? Из какой страны пленник, от лица которого ты рассказываешь? Вспомни, какие государства завоевали ассирийцы. Хорошо, значит, от имени египетского крестьянина, ставшего теперь рабом. Тогда хоть немного скажи, как жилось этому крестьянину в Египте. Как напали ассирийцы? Как они переправились через Нил? Вспомни, как они были вооружены». Интересует вывоз мусора в Пушкино? Профессиональные специалисты решат эту проблему за вас.

После такого обучения, продолжавшегося около 10 минут, учащимся было предложено (только желающим!) написать дома подобный рассказ. Желающих оказалось четверо, но когда лучшие из их рассказов были прочитаны в трех параллельных классах, желающих оказалось 27 человек.