Сайт-спутник

 587.live: фотографии, видео, новости, креатив, творчество учащихся!
Риторика‎ > ‎

Концепция окружной методической площадки "Развитие риторических умений и навыков"

Концепция окружной методической площадки

«Развитие риторических умений и навыков, всех видов речевой деятельности как условие формирования социально-коммуникативных  компетенций всех участников образовательного процесса на уроке и во внеурочное время в контексте новой парадигмы образования»

 

Объем информации в современном мире увеличивается с молниеносной быстротой, и поток ее обрушивается на ребенка, который с трудом может ему противостоять.   Подрастающее поколение способно активно принимать и воспринимать все достижения современной цивилизации, но практически не умеет себя защитить от возможных негативных последствий воздействия техники, СМИ, рекламы, модных идеологий. Кроме того, они абсолютно не обладают опытом защиты от традиционной системы образования, которая близка и понятна старшему поколению, но требует значительной корректировки в контексте перемен.

Изменение форм и способов коммуникации, вызванное, прежде всего, достижениями технической мысли, сформировали условия, при которых ребенку труднее входить в социальные и коммуникационные процессы, начиная от обыкновенной игры, умения проводить свободное время, до определения своего будущего, заключающегося в профессиональной деятельности и межличностной коммуникации.

Современное образование должно помочь разрешить проблемы,  возникающие в следующих ситуациях:

 В познании и объяснении явлений действительности;

При освоении современной техники и технологии;

Во взаимоотношениях людей, в этических нормах и в оценке собственных поступков;

В практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, покупателя, зрителя, горожанина, избирателя….

В правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических оценках;

При выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда;

При необходимости разрешать собственные проблемы: жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов.

    Поэтому современное общество нуждается в людях, способных в условиях развития глобальных, информационных и социально-экономических процессов самостоятельно мыслить, убеждать и побуждать к действию словом.  Нет иного способа обучения, кроме организации общения (диалога). Без этого человек не может понять себя и найти свое место в жизни. Обеспечение этого процесса есть исполнение Закона РФ «Об образовании».  Социально-коммуникативная технология  становится одной из основ управленческой технологии. Социально-коммуникативная технология понимается как организованная, управляемая система операций, структур и процедур, обеспечивающая достижение целей и задач по социализации личности. 

    В условиях жизни социума человек вынужден развивать свою коммуникативную компетенцию. Это предполагает не только умение доносить свои мысли до других и понимать других, но и является условием формирования социальной компетенции личности, проявляющейся в умении диалогического взаимодействия, в обеспечении конструктивного социального партнерства.  И естественно именно риторика позволяет научить этому. Риторика, будучи научно-практической дисциплиной, направлена на то, чтобы воспитать человека, владеющего  эффективной речью (целесообразной, гармонизирующей, воздействующей).

           Наша концепция развития   нацелена на  формирование компетентной личности, иными слова, каждый ребенок наделяется безусловным правом активно выбирать и самостоятельно конструировать свою школьную жизнь. В этой связи существенным образом  меняется и роль учителя: от трансляции знаний и способов деятельности он должен  переходить к проектированию индивидуальной траектории интеллектуального (и личностного) развития каждого ребенка.  

             С этой позиции формирование коммуникативных умений – это, прежде всего, формирование навыков обучения в сотрудничестве, бесконфликтное ведение диалога, дискуссии, отстаивание собственной точки зрения, коллективного принятия решений и совместных действий, умение выступать перед аудиторией, развитие лидерских качеств).

             Объект исследования.

 Процесс создания и развития  условий для социального партнерства в школе, характеризующегося равной степенью ответственности за совместную деятельность всех участников образовательного процесса (учитель – ученик – родитель).  При таком подходе  Риторикаэто    не только и не столько техника речевого  общения, сколько  философия этого общения, философия  речевого поведения, разрешающая  проблемы социальной организации и социальных взаимодействий в инфраструктуре.

          Цель эксперимента:

Организация системы работы в образовательных учреждениях для развития риторических умений и навыков, всех видов речевой деятельности как условие формирования социально-коммуникативных  компетенций всех участников образовательного процесса на уроке и во внеурочное время в контексте новой парадигмы образования.

Формирование риторических умений и навыков в условиях подготовки к ЕГЭ.

Формирование риторических умений и навыков и в условиях развития проектной деятельности на этапе защиты проекта.

Формирование умений и навыков правильного восприятия текста, сигнификация текста, преобразование графического варианта в текстовой.

Таким образом, данная  инновационная деятельность, прежде всего,   нацелена на формированием следующих умений:

умение определять понятия, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологический контекстной речью.

Иными словами, данное направление в рамках реализации программы ОИП, является необходимым компонентом для достижения межпредметных результатов освоения общего образования.

 

Такие цели требуют решения следующих задач:

Создание образцов мыследеятельностного интегративного содержания духовно-гуманитарного образования и сетевых форм организации образования по такому содержанию.

Развитие творческих способностей учащихся, формирование коммуникативной и социально-культурной компетенции учащихся, освоение учащимися коммуникативных технологий и их использование в деятельности общественных организаций, клубов и т.п. в школе, Можайском районе и в округе в целом;

создание многоуровневой системы (учащиеся, педагоги, родители) для взаимодействия в рамках реализации учебных и внеклассных мероприятий по формированию воспитательной среды, направленной на развитие коммуникативной компетенции учащихся.

Формы работы.

Освоение учебных программ по риторики;

Разработка и проведение предметных уроков на основе риторического подхода;

Организация системы урочной и внеурочной работы, направленной на формирование социально-коммуникативных компетенций участников образовательной деятельности (учитель – ученик - родитель);

Подготовка и проведение конкурсов ораторского мастерства «Я расскажу вам…»;

Проведение мастер-классов для учителей – участников эксперимента в рамках освоения риторической компетентности.

          Гипотеза эксперимента: Выдвинуто предположение о том, что  развитие риторических навыков    создаст условия для социального партнерства в образовательном учреждении (учителя – ученика – родителя), характеризующиеся равной степенью ответственности за совместную деятельность.

Развитие и формирование речевого поведения и речевого общения  позволит не  только и не столько освоить технику речевого  общения, сколько  сформировать  философию этого общения, философию  речевого поведения, что даст возможность научить мыслить и выражать мысль в слове, создать устойчивое представление этики слова, образовать индивидуально-авторский стиль как умение и навык.

Учитывая реалии речевой среды и тенденции ее изменения, освоение современной риторики  даст возможность найти приемы защиты и, прежде всего, выявить степень возможного проникновения и влияния на формирование личности в сравнении с массовой коммуникацией.

Разработка и внедрение   образовательных технологий, приемов, системы развивающего обучения и риторизации создадут методическую базу, которую можно будет использовать в обучающем процессе с учащимися имеющими разный исходный уровень развития способностей и компетентностей.

        Используемые методики:

изучение научно-методической, педагогической, психологической литературы, документов;

теоретическое и практическое моделирование;

наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование, психолого-педагогическая, социологическая диагностика обучающихся, педагогов, родителей;

анализ, синтез, сравнение, обобщение.

     Предполагаемые результаты

 Освоение риторики как способность в условиях развития глобальных, информационных и социально-экономических процессов самостоятельно мыслить, убеждать и побуждать к действию словом.

 Создание образовательной среды, в результате которой, передаваемые в обучении сведения,   давали бы возможность не только понимать тексты, но и строить их самостоятельно.

Формирование компетентностной личности.

Риторизация   как  воспитание человека, владеющего  эффективной речью (целесообразной, гармонизирующей, воздействующей).   Формирование обобщающей  этики речевого поведения, решающей проблемы нравственного выбора и их проявлений в речевом поведении и общении.

Банк продуктов экспериментальной деятельности:

           - тиражируемый методический материал «От Учителя и для Учителя»                 (содержание, формы, методы организации  работы по развития коммуникативных навыков);

           - тиражируемый научно-популярный сборник  речей «От Учащегося и для Учащегося»;

Обобщение наработанных методик и распространение их в школах, округа, города проведение окружных и городских семинаров по теме эксперимента.

 

        Способы отслеживания результатов и предполагаемые формы их представления

- управленческий контроль директора школы, научных руководителей ГЭП;

- мониторинг участия учащихся   в конкурсах, конференциях, фестивалях; 

- выявление динамики подготовки учащихся  в рамках освоения курса риторики, а так же динамики по показателям успеваемости и воспитанности; 

- психолого-педагогический мониторинг; проведение тестов, бесед, анкет;

- публикация результатов в печати;

- отчет о проведении каждого этапа эксперимента на педсовете школы, семинарах для учителей-экспериментаторов, заместителей директоров по научно-экспериментальной работе, методистов округа и города.

 

 

За 2009-2010  работа велась  в двух направлениях: с учащимися и с учителями. Были проведены следующие лекционно-семинарские занятия с учителями – участниками ОЭП:

1. Образ оратора преподавателя.
2. Структура речи. Устный и письменный текст.

3. Приемы элоквенции: тропы и фигуры речи. Их использование в речи педагога.

4. Некорректные приемы в диалоге - уловки эристики. Как с ними бороться.

Итогом первого года работы стала риторическая игра «Первые шаги на пути к успеху в жизни» (см. Сценарий).

В 2010-2011 г. Были проведены следующие лекционно-семинарские занятия с учителями – участниками ОЭП:

1

Логические основы общения

2

Аргументация. Аргументы в речи учителя, их убедительность или неубедительность для той или иной аудитории. Разработка аргументов по заданной теме и обсуждение их применения в той или иной аудитории.

 

3

Типы аудиторий. Различные признаки, по которым можно классифицировать аудитории (пол, возраст, количество и пр.). Аргументы в разных аудиториях. Работа оратора с разными типами аудиторий.

 

4

Речевые эмоции. Эмоции, испытываемые учениками, и их использование в речи учителя. Разнообразные способы вызвать или нейтрализовать ту или иную эмоцию. Локализация эмоций в частях речи по схеме Квинтилиана: какие эмоции слушатели испытывают в начале, в конце, в середине речи.

 

5

Типы людей в зависимости от ведущей мотивации. Знакомство с тремя различными типами людей («воины», «поселенцы» и «кочевники»), определение, кто из слушателей к какому типу принадлежит. Обсуждение работы с разными типами в парах, в малых группах, в большой аудитории.

 

6

 Внешняя часть речи преподавателя. Голос, жесты, движения, мимика оратора и восприятие внешней стороны речи аудиторией. Рассмотрение конкретных примеров удачной и неудачной подачи речи, обсуждение внешней стороны речи участников семинара.

 

 

7

Круглый стол: «Методика проведения занятий по риторике на уроках и во внеурочное время»

 

Итогом второго года работы стала игра с учащимися : «Слова умеют плакать и смеяться…» (см. Сценарий).

Публикации и печатные работы (за 2009 – 2011  учебный год)

 

№ п/п

Автор

Название

1

Шуйская Ю. В.

Структура против смысла: что слышат ученики, когда говорит учитель

 

 

Кравченко Э. Я.

Концепция ОЭП. Формирование коммуникативной  компетенции учащихся на уроках русского языка

 

 

Степина А. Н.

«Риторика как наука о законах и правилах произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию».

 

Степина А. Н.

«Развитие риторических умений и навыков посредством музейной педагогики.»

 

 

 

Буланкина Е. В.

 

 

«Организация среды эффективного общения в  условиях общеобразовательной школы, как фактор,  создающий полноценные предпосылки для формирования риторической компетенции учащихся с речевыми нарушениями»

 

Жарова О.С.

Шишкова Е. Э

«Речь как инструмент мышления»

 

Котляр М. С. (шк.809)

Риторика -  как новая технология формирования коммуникативной компетенции  человека.

 

Федулова Л. Н. (шк.809)

 

«Риторика. Первые шаги на пути к успеху детей.

 (Из опыта работы)»

 

 

Дмитриева Е. В.(шк. 65)

«Похвальное слово и комплимент»